Привет
Знаете, иногда в диалогах с разными людьми разного достатка и статуса, разного мировоззрения, образования, разного пола и возраста может случайно проскочить мимолетная фраза про панк, чаще, конечно, в шуточной или ироничной манере, как синоним чему-либо плохому, порочному, некрасивому и попросту отвратительному.
Конечно, тому есть причины, однако я нахожу слегка раздражающим некоторое отождествление всего панка с какой-то гнилью, жестокостью и насилием, ведь если копнуть глубже, то далеко не все оказывается таким плохим, каким кажется.
Сегодня я хочу попробовать рассказать некоторые вещи, о которых ты, дорогой читатель, вероятно не слышал, и, возможно, изменить твое мнение касательно данного феномена: как музыкального, так и общественного. Что же, попробуем начать.
А что такое панк?
На самом деле, панк можно рассматривать с абсолютно разных сторон: как целое древо музыкальных направлений, как культуру, сложившуюся во второй половине 20-го века, как философию и как стиль жизни. Тема эта настолько обширна, что загонять ее в рамки одной статьи – что-то близкое к невежеству. Однако, моя задача здесь – просто обратить внимание, а если захотите, то с остальным вы разберетесь сами.
Я рассмотрю панк с трех разных сторон: с музыкальной, культурной и философской, однако, чтобы данная статья внезапно не затянулась на пару месяцев писанины, которую все равно никто не прочтет, я буду ограничиваться лишь 20-21 веками и постараюсь быть краток
Начнем с чего попроще. С музыкальной истории.
Эта глава предназначена для тех, кто очень мало знаком с данной темой и музыкальным направлением, для более продвинутых читателей может показаться достаточно скучной.
Большой вклад в панк-музыку внесли такие всемирно известные группы, как: The Beatles и The Rolling Stones — именно они подтолкнули молодежь на создание чего-то своего, создание новой музыки, самовыражение. Так, ко второй половине 60-х годов стали появляться различные прото-панк группы, многие из них довольно известные и успешные, такие, как: The Who или The Stooges. Достаточно сильное влияние на становление панка оказали и The Velvet Underground, расширив границы звучания и экспериментов в музыке, хотя сами по себе относились больше к альтернативной музыке.
Так, мы плавно переходим к 70-м годам, если точнее – к самой их середине. Вообще, на тему того, какие группы действительно можно классифицировать как панк-рок, а какие нет, ведется большое количество споров, однако, само название «панк-рок» появилось именно в эти времена — времена появления Ramones, Television, Sex Pistols, The Smiths, Buzzcocks, оказавших, безусловно, колоссальное влияние на большое количество будущих известных музыкальных исполнителей.
Уже примерно к 1976-1977 году произошел самый настоящий взрыв. Резкое появление огромного количества новых исполнителей, деление панк-рока на множество сцен, подстилей, создание кучи независимых лейблов. Все, что происходило тогда, просто нереально описать в небольшом объеме. Появились такие направления, как Анархо-панк, Готик-рок, Фолк-панк, Хардкор-панк, Хоррор-панк, Oi!, Скейт-панк и многие, многие другие. Конец семидесятых подарил нам такие группы, как: Joy Division, Sisters Of Mercy, The Cure, The Exploited, Minor Threat, Black Flag, Dead Kennedys, Bad Brains, The Misfits и сотни других коллективов.
В 90-е годы панк-музыка на западе начала подвергаться сильной коммерциализации, начали появляться такие группы, как: Weezer, Green Day, The Offspring – типичные представители поп-панка. Развивался Ска-панк (The Mighty Mighty Bosstones), панк с элементами духовых инструментов. В России же эти годы стали отправной точкой для развития некоммерческого панк-рока, появлялись такие группы, как: Гражданская Оборона, Инструкция по Выживанию, Банда Четырех, Химера и другие.
Так много подстилей… А чем они отличаются?
На самом деле, разница между производными панк-рока может быть просто колоссальной, порой даже и не скажешь, что эти два направления как-то связаны между собой. Например, Хардкор-панк отличается своими быстрыми ритмами, достаточно тяжелым звучанием, тогда как Пост-панк и Готик-рок звучат более прохладно, влажно и мягко. Любителям экзотики могут прийтись по вкусу Серф-панк, Арт-панк и Кельтик-панк коллективы. Заметны различия и в текстах в разных направлениях, однако даже в рамках одного и того же подстиля можно обнаружить коллективы с очень разной смысловой нагрузкой в их песнях. В общем, тут все сложно, надо искать то, что по душе, методом проб и ошибок.
Пожалуй, хватит уже скучной, сухой информации касательно музыкальной истории панка, пора перейти к самому интересному – Культура и Философия.
Шли 1910-е годы, эпоха модерна. На деятелей искусства оказывают сильное влияние мировые потрясения, в первую очередь первая мировая война. Художники, писатели, музыканты из разных стран Европы, отчаявшиеся и озлобленные на правителей своих государств, разочаровавшиеся в идеях науки, разума и прогресса, бежали в маленькую нейтральную страну, именуемую Швейцарией. Там они пришли к формированию нового оппозиционного мировоззрения, мироощущения. Они звали себя Да́да, или Дадаистами. Их философия заключалась в том, что ее не было. «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» … Они считали, что рационализм и логика – то, что привело нас к трагедии, и то, что приведет нас к еще более ужасным вещам в будущем…
Зачем нам об этом знать?
Дадаисты были теми, кто предвосхитил идеи панка еще до прихода постмодернизма, теми, кто оказал крупное влияние на культуру и искусство. Они провозглашали своей задачей разрушение эстетики, полную иррациональность, бред и цинизм на почве глубокого разочарования происходящими в мире вещами. Что-то напоминает, не так-ли?
Что было после Дада?
Случилась Вторая Мировая Война, и миру потребовалось еще десятилетие на то, чтобы оправиться после нее. А уже в 60-х годах мир стал меняться. В конце 50-х в Великобритании зародилась субкультура так называемых Модов.
В послевоенное время в Англии наблюдался сильный экономический рост, и золотой молодежи того времени было необходимо во что-то вкладывать деньги… Например, в дорогие костюмы-трешки, мопеды и шикарную жизнь. Ребята жадно впитывали в себя все новое, особенно велика была их любовь к музыке.
Позднее молодежь все больше стала разочаровываться в богемном образе жизни, стала больше приближаться к рабочему классу, носить тяжелую обувь, джинсы, подтяжки и бриться налысо. Так появились Хард-Моды, или скинхеды (примечание, призванное развеять некоторые стереотипы: изначально скинхедам не были присущи националистические направленности, они появились лишь ближе к экономическому кризису и притоку мигрантов, занимающих рабочие места).
Зачем нужно так много информации, не связанной с панк-субкультурой как таковой, статья ведь не про весь 20-й век? В чем суть?
Давайте посмотрим на все то, что я описал до этого. Дадаисты, бежавшие со своей родины из-за крайней разочарованности в мировой политике, обществе, искусстве. Хард-моды, пришедшие к осознанию того, что богемный образ жизни не такая уж и возвышенная вещь. Приплюсуем к этому напряженную ситуацию в мировой политике, экономические кризисы, и… Вуаля, в наш мир приходят панки. Да, все произошло не просто так: панки – это венец мирового кризиса общественности, разочарования, усталости от всех мировых потрясений. Панк-субкультура – один из главных символов перехода в эпоху постмодерна, символ протеста против политики, которая долгие годы терзала простых граждан, протест против самого общества, которое терпело весь этот произвол, всю эту несправедливость.
После таких пламенных речей хотелось бы уточнить еще пару моментов.
Почему же так получилось, что культура, которая являлась, по сути, полным боли криком изможденного общества, мощнейшим протестом против своих терзателей, через некоторое время стало чем-то столь мелочным, грязным и низким в глазах людей современности?
К сожалению, есть такое свойство у постмодернизма – продавать все, что только существует. Такая же печальная участь ждала и панк. Это выражение все сильнее становилось модным, люди все больше стремились причислять себя к тем, кем на самом деле не являлись, не имея ни малейшего понятия о том, зачем им все это. Это было похоже на игру в поломанный телефон, уже в 90-е годы все вокруг приобрело такой тошнотворно-наигранный характер, что становилось уже просто смешным и нелепым, на чем, кстати, некоторым исполнителям и удавалось «выезжать». Про то, что было дальше, можно даже не продолжать, все и так уже стало понятно.
Настала пора прощаться…
На самом деле, в этой статье можно было бы написать гораздо больше, да что уж там, я бы хотел написать гораздо больше: про Яна Маккея и Straight Edge, про современность, возможно про становление панка в России… Но не стал. Я уже писал почему. Моей задачей было лишь дать некоторую пищу для размышлений, сменить ракурс видения панка, все остальное я оставляю на тебя, дорогой читатель. Уж лезть в это глубже или оставить все как есть – точно не мое дело. Надеюсь, это было хотя бы просто интересным путешествием по истории невероятно яркого явления в обществе и культуре двадцатого (и не только) века.
Очень впечатляет. Молодец