Доброе утро,
Или что там вообще у вас по ту сторону экрана? Не важно. Сегодня я хочу рассказать об еще одном интересном явлении культуры 20-го века, которое лично для меня является достаточно близким по духу — Straight Edge, а помимо этого познакомить вас с уникальным деятелем культуры тех лет.
Может ли быть рок-н-ролл без секса и наркотиков? Удивительно, но может, да еще какой: Straight Edge — движение, возникшее в 80-х годах и являющееся, по сути, ответвлением хардкор-панка, на первый взгляд стоящее за «здоровую молодость», отказ от наркотиков, алкоголя, сигарет и беспорядочных половых связей. Однако, все не так просто, и истинная суть и без того необычного явления представляется еще более интересной. При изучении данной темы могут раскрываться неожиданные стороны и проблемы нашего общества. Добро пожаловать в мир протеста совершенно другого уровня: протест против саморазрушения, протест в пользу полного контроля над собой, протест против ненависти. Приятного путешествия!
Все началось в Вашингтоне…
Что вы знаете об этом маленьком городке с населением чуть больше полумиллиона человек? Наверняка, сразу представляется огромный белый дом с развевающимся флагом США на самой верхушке и идеально подстриженным зеленым газоном вокруг, и президент, восседающий у себя в кабинете… Но мало кто знает, что это — место, в котором зародилась своя культура, по факту создателем которой является один из самых видных деятелей панк-культуры, Ян Маккей.
Все началось с большой любви Маккея к рок-н-роллу, а немногим позже и к панк-музыке, буквально взорвавшейся в конце 70-х годов и захватившей умы неформальной молодежи тех лет. Огромное влияние на Яна и его друзей оказала группа Bad Brains, которую считают родоначальниками хардкор-панка (хотя сами Bad Brains, как это часто бывает, не называли себя хардкорщиками). А под впечатлением от концерта одной гаражной рок-группы в 1979 году школьные друзья — Ян Маккей, Джефф Нельсон, Джордж Гриндл и Марк Салливан — создали свою первую группу, The Slinkees.
Вряд ли у вас получится найти их записи, потому что за свое молниеносное существование они успели отыграть всего один концерт. Но позднее, со сменой вокалиста, они переформировались в The Teen Idles, у которых уже появились свои записи. В это же время Маккей и его музыкальные коллеги формировали для себя определенное мировоззрение, на что, по некоторым историям, Яна толкнул очень неприятный опыт: бывшие друзья во время его отъезда в Калифорнию начали употреблять наркотики (в то время данное занятие становилось популярным, а все попытки государства по пропаганде противодействия этому казались смехотворными). И по прибытии домой, мальчик увидел то, насколько они изменились, лицезрел деградацию их личностей. Конечно, это не могло не отразиться на подростке.
The Teen Idles сбривали волосы, делали ирокезы, носили различную панк-атрибутику (за что зачастую регулярно бывали избиты, причем даже не юношами, а взрослыми мужчинами, которые считали один их внешний вид за оскорбление в свой счет), являлись предметом заинтересованности полиции. Они играли громкую и быструю бунтарскую музыку, пытались возродить былую злость, энтузиазм и крепкую идеологию панка первой волны, но… Одновременно с этим, они никому не несли никакого вреда. От слова совсем. «На наших шоу и внутри сообщества мы представали полностью бестолковыми парнями. Мы были честными до невозможности — мы не воровали в магазинах, мы не занимались вандализмом, мы не рисовали на стенах… Мы ничего подобного не делали — все просто ненавидели нас за то, как мы выглядели.» — вспоминает Маккей. Все, что они делали, будто было доказательством несправедливости стереотипного мышления окружающих и устоявшейся в обществе культуры. Поначалу The Teen Idles не могли играть в барах и клубах по причине того, что были несовершеннолетними, однако через некоторое время было придумано решение: всем, кто в силу возраста не имел права употреблять алкоголь, на руке рисовался большой черных крест («Х»), ставший позднее символом культуры Straight Edge.
Minor Threat, зарождение
Straight Edge и великое разочарование.
Позднее, из-за разногласий внутри коллектива на тему религии, The Teen Idles были вынуждены завершить свое существование, и на их месте Маккеем и Нельсоном в 1980 году был создан коллектив под названием Minor Threat. Кто же мог предположить, что через совсем короткое время песня под названием «Straight Edge», и мысли Яна об аморальности употребления наркотиков, алкоголя и любого саморазрушения, положит начало новому ответвлению в панк-культуре, настоящей новой философии. Естественно, группа стала по-настоящему культовой в узких кругах. Все больше молодых людей начинали приобщаться к такому образу жизни, «кресты» на руках становились их «визитной карточкой», настоящим символом их борьбы. Однако, со временем истинная суть идеологии Яна начинала терять свои очертания. В 1983 году Minor Threat прекращает свое существование, опять же, по причине разногласий внутри коллектива. Маккей продолжает некоторое время свою деятельность в хардкор-тусовке вплоть до инцидента, произошедшего на одном из концертов в 1984. Тогда человек из толпы ударил младшего брата Маккея по лицу и получил в ответ. Ян понял, что все начало идти не по тому пути, по которому должно было. Музыкант навсегда покинул хардкор-сцену со словами о том, что «это не он ушел из хардкора, это хардкор ушел в отставку». Увы, в последующие времена ситуация продолжала усугубляться. Стали появляться фанатичные ответвления Straight Edge, такие как Hardline и Militant Straight Edge, и если в первом хотя бы просто ужесточались «постулаты», обязательные к соблюдению, то второе движение шло в разрез классической идеологии, ведь оно допускало применение силы во имя вовлечения в субкультуру. Все это, безусловно, стало сильно дискредитировать и без того немногочисленное движение.
Что же на самом деле имел ввиду Ян Маккей?
За свою жизнь Ян успел дать огромное количество интервью, и, если просмотреть некоторые из них, складывается ощущение того, что он немного жалеет о том, что все-таки случилось в 80-х. Если попробовать поискать в интернете принципы, на которых основывается идеология Straight Edge, то вы сразу наткнетесь на пресловутые «Отказ от алкоголя, наркотиков, курения табака, разборчивые половые связи, иногда веганство и отказ от кофеина». Где-то может проскальзывать упоминание также об отсутствии дискриминации в любой форме (сексизм, эйджизм и прочие тоже входят). Однако, на самом деле, со слов самого Маккея, все немного по-другому. Я думаю, чтобы описать его точку зрения, я просто переведу некоторые отрывки из его интервью. «Стрэйт Эдж начался с мыслей о жизни, ты просто думаешь о том, почему ты вообще хотел бы травить себя, почему ты не хочешь быть настоящим, в чем смысл этого. И я говорю, что, на мой взгляд, быть вегетарианцем — как логическое продолжение стрэйт-эджа, потому что ты как бы просто думаешь о тех вещах, которые ты хотел бы поместить в свое тело. И я не задаю вопрос «почему?», я спрашиваю «почему нет?». И когда кто-то спрашивает меня, «почему ты вегетарианец?», я в ответ спрашиваю, «а почему нет?». «Назови мне хоть одну причину. Я могу назвать тебе 10 причин, почему я должен быть вегетарианцем», и всегда я слышу одни и те же аргументы, типа, «ну, ты не будешь получать необходимые витамины». Давайте будем честны, почти всем этим людям абсолютно все равно на какие-то там витамины. Причина, по которой люди не вегетарианцы – удобство. Они были выращены в другом обществе … Но это не значит, что я считаю, что люди, которые не вегетарианцы, тупые. И я не ненавижу людей, которые не вегетарианцы. Я не критикую, такая критика выглядит попросту нездорово. Единственное, что только может значить, это то, что мне нравится, и я должен заботиться только о том, что я делаю. И если ты, или твои знакомые делают нечто, что является разрушающим, само-разрушающим, для меня настанет время, чтобы вступить в это. Но я не имею права решать, что людям делать с их жизнями, помимо этого.»
«Я не принимаю это [стрэйт эдж] как движение. Это не значит, что люди, причастные к этому, по моему мнению, тупые, неправильные… Это просто значит, что я вижу людей, как людей. Я просто постоянно подкован мыслью о том, что личность всегда имеет право выбирать ее жизненный путь. Вся проблема с такими движениями в том, что они начинают терять видение человечности, человеческой сущности, индивидуальности. Такие движения, как militant straight edge, действительно теряют человечность. Я не хочу, чтобы люди когда-либо использовали мои слова, чтобы навредить кому-то. Никогда. Это противоположность тому, чего я хотел бы в жизни».
Маккей приводит к тому, что приверженцы этого движения чрезмерно сосредотачиваются лишь на аспектах субкультуры, тщательно стараясь выполнять ее постулаты, при этом совсем забывая о том, кто они есть, и для чего они это делают. Главная суть Стрэйт Эджа в том, чтобы оставаться собой не смотря ни на что, не позволять никому и ничему разрушать себя, сохранять свою уникальность, заботиться о своей личности, а не в том, чтобы просто не пить, не курить и не колоться.
Думаю, ты уже успел порядком утомиться от такого лонгрида, дорогой читатель.
Что ж, я честно хотел написать статью про Straight Edge, но у меня получилось что-то немного другое. Экспериментальная статья вышла, конечно, да, но я верю в то, что совсем не пустая. Все-таки много интересных мыслей было изложено, думаю, эта писанина способна дать неплохую пищу для ума. Касательно музыки… я бы не рекомендовал возлагать большие надежды, если все-таки есть желание послушать: для неподготовленного слушателя звучит ужасно. Однако, если интересно, то вам дорога к Fugazi. Просто иди и послушай.
Что касается Маккея, его история является достаточно показательным примером того, как человек, оставшийся при своих принципах и до конца хранящий то, что по-настоящему важно для него, хотя часто это и шло в разрез с общественным мнением, не стал изгоем, а наоборот, стал настоящей иконой, и пусть не для каждого человека, но для достаточно обширной группы людей со схожими интересами. Он никогда не зарабатывал каких-то весомых денег на музыке, но, тем не менее, сейчас некоторые издания оценивают его состояние в миллионы долларов, а все связано с тем, что в свое время он решил создать независимый лейбл для себя, своих друзей и людей, которые думают так же, как он, и через годы его детище тоже стало по-настоящему культовым. Огромное количество западных артистов вдохновлялись различными проектами, в которых Маккей принимал участие, если интересно, можете поискать более подробную информацию в интернете. Ян создает впечатление по-настоящему счастливого человека, потому что он был верен себе и двигался по своему, пусть и сложному, пути.
Настала пора прощаться. Надеюсь, это было интересно и даже полезно.
До новых встреч! Спасибо за прочтение!