Многозадачность

А вы мечтали успевать делать несколько дел одновременно, чтобы оставалось больше времени на отдых?

Могу поспорить, что ваш ответ, скорее всего, будет положительным. Тогда давайте разберёмся, что такое «ловушки мышления» и как делать несколько дел одновременно.

Под когнитивными искажениями имеют в виду систематические ошибки нашего восприятия и мышления, обусловленные самыми разными факторами.

В частности, к когнитивным искажениям относится и то, что в обыденной психологии именуется «ловушками мышления».

* Лучше всех разнообразие ловушек мышления описал Даниэль Канеман, который получил за свои исследования Нобелевскую премию в 2002 году, и его не доживший до этой премии коллега Амос Тверски.

* Они выделили ряд Э В Р И С Т И К мышления, под чем понималось любое правило, которое сокращает пространство поиска, ускоряет процесс поиска решения, но не гарантирует то, что ответ будет правильным. Эвристики помогают нам более эффективно адаптироваться, но они также могут приводить и к ложным умозаключениям.

* Например, когда мы руководствуемся «узким контекстом», ориентируемся только на имеющуюся у нас информацию, выбираем информацию, которая подтверждает нашу точку зрения, но игнорируем ту, которая ставит её под сомнение.

Еще один пример когнитивного искажения — установка в мышлении.

* Если мы привыкли пользоваться определенным методом при решении задач, в ситуации, когда есть возможность использовать другой, более быстрый и эффективный метод, мы все равно будем применять именно привычный, а не легкий (вспомним дискриминант и теорему Виета из школьного курса математики).

Как избежать когнитивных искажений?

* Вот интересный пример: досмотр багажа, объекты, которые редко встречаются в зрительном опыте человека в пределах эксперимента и вообще по жизни, с высокой вероятностью будут пропускаться. Ничего не поменяется, даже если мы предупредим наблюдателя, и эксперты тут ничем не отличаются от новичков. Если бомба окажется в одном из чемоданов на 10000, то вероятность того, что ее пропустят, будет очень высокой, потому что человек редко встречает её в своей профдеятельности.

* Кстати, высокофункциональные аутисты этой ошибке не подвержены. Даже если им показывают объект, который они видят в реальной жизни крайне редко, у них не возникает когнитивного искажения, из-за которого они могут его пропустить.

Выход из ситуации

* При тренировке сотрудников досмотра нужно как можно чаще давать им такие «позитивные пробы», то есть картинку с тем объектом, который пропустить нельзя. Научиться преодолевать когнитивные искажения непросто, например, если мы знаем о причине той или иной возможной ошибки, то мы можем избежать её, создав условия для её нейтрализации. Так сказать, подстелем себе соломку.

Гаджеты и многозадачность

* Ученые предполагают, что у подростков, которые с детства пользуются гаджетами, лучше развита способность переключаться между задачами, но внимание на чем-то одном им удерживать сложнее.

* Английский ученый-физиолог Сьюзан Гринфилд говорит, что любые технологии развивают одни когнитивные навыки в ущерб другим.

* Интересным в этом случае представляется понятие расширенного познания, которым оперирует философ Энди Кларк. Оно предполагает, что смартфоны и другие гаджеты — это уже часть когнитивной системы человека, причем такая часть, изолировать, вырвать которую из познавательной системы невозможно. Взрослым людям приходится осваивать цифровую составляющую произвольно, а у молодого поколения она изначально встраивается в психику и определенным образом ее модифицирует.

Так можно ли стать Юлием Цезарем?

* Можно и возможно! Еще в 70-е годы XX века было доказано, что многозадачность можно натренировать. Классик когнитивной психологии Ульрик Найссер в своей книге «Познание и реальность» рассказал об эксперименте, который проводили его аспиранты Элизабет Спелке и Уильям Херст.

* В течение 17 недель они тренировали двух студентов-биологов одновременно читать текст, понимать, о чем он, чтобы потом отвечать на вопросы, и параллельно записывать слова под диктовку.

* Результат: к концу эксперимента они смогли записывать не только слова, но и категории, к которым они относятся, то есть они не просто записывали, но и проделывали определенную мыслительную операцию, к тому же испытуемые научились понимать, что они записывают, и параллельно читать текст, а потом хорошо отвечать на вопросы по нему.

* А чтобы эффект от тренировок не ухудшался, стоит проводить мини-тренировки каждый день.

Тренируйте память и внимание, развивайте мышление и многозадачность, тогда вы точно сможете превзойти Юлия Цезаря, а может даже больше!

Источник: https://postnauka.ru/longreads/82274

Автор: Алёна Валевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
Перейти к верхней панели